Меню
12+

Верещагинский городской округ Пермского края

27.08.2013 21:47 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Служить людям

Светлые, искренние глаза и дружелюбная улыбка бывшего инспектора ГАИ Вячеслава Дмитриевича Чуракова, словно магнитом притягивают и располагают к себе. Наверное, поэтому при первой с ним встрече мне подумалось: «Видимо, неспроста, прежние его коллеги говорили о нём только добрые слова».


- Хочу написать о вас портретную зарисовку, — объяснил я ему цель нашей встречи.
- Пишите только, хвалить не надо. Не люблю!
- Хорошо, расскажу о тёмной стороне вашей личности и о поступках, которые вы когда-то совершили, но сегодня об этом сожалеете, — согласился я с выдвинутым мне «ультиматумом».
- Ну, тогда, задавайте свои вопросы, — усмехнулся бывший автоинспектор.
Вячеслав Дмитриевич оказался человеком коммуникабельным и уже через пару минут мы запросто общались с ним, как давние знакомые.
- Чем это я прессу заинтересовал? У меня обычная судьба. В моей жизни ничего особенного не происходило. Родился в 1945 году в Сивинском районе, после школы в 1963 поступил учиться на шофёра, в 1964, когда закончил учёбу, меня тут же призвали в армию. Три года служил в Венгрии. Вернулся домой, стал работать в родном колхозе водителем.
- А как Вы в Госавтоинспекции оказались?
- Да тоже ничего особенного. В те времена я, как и вся молодёжь, состоял в комсомоле. По этой линии меня и рекомендовали на работу в ГАИ. Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть!
В этом месте, на мой взгляд, мой собеседник немного слукавил. В те времена, практически, все молодые люди мечтали носить погоны, думаю, что Вячеслав Дмитриевич не являлся исключением. То, с каким теплом, а иногда и эмоциональным всплеском он вспоминал о работе в ГАИ, явно свидетельствовало – служить в милиции ему нравилось и хотелось.

Профессионал своего дела

Хотя и молод в те годы был старший сержант милиции Чураков, но водители его уважали, за справедливость и непоколебимую твёрдость характера, а, по словам его бывших коллег, некоторые его даже побаивались. На первый раз, водителя нарушившего правило дорожного движения он строго предупреждал, на второй уж спуску не давал. Не зря шофера о нём говорили: «Чураков зря не задерживает. Если попал в его руки, не выпустит». Зная эту черту характера Госавтоинспектора, большинство водителей, которых он останавливал за нарушение правил, заранее доставали технический талон предупреждения и отдавали ему для просечки.
Вячеслав Дмитриевич обладал феноменальной памятью. Этот Божий дар очень помогал ему в профессии. Он держал в голове, практически, все госномера автотранспортных средств числившихся в округе, а их у нас на ту пору значилось более двух тысяч единиц. И даже помнил добрую половину автомобилей зарегистрированных в Сивинском районе.
- Если увижу номер, — улыбается мой собеседник, — то цифры четко запечатлеваются в моей памяти. Бывало, едет автомобиль, а я уже знаю из какого он населённого пункта, какому хозяйству или какой организации принадлежит.
- А номера мотоциклов тоже помнили?
- В те времена в нашем районе этой техникой хоть пруд пруди. Почти в каждом деревенском дворе стоял мотоцикл. На учёте в Госавтоинспекции числилось 14 тысяч единиц. Номера не запоминал, но, большинство мотовладельцев знал в лицо.
По мнению специалистов хорошим профессионалом можно назвать того автоинспектора, который после проверки документов на автотранспортное средство ещё в течение сорока – пятидесяти минут помнит не только марку и номерной знак автомобиля, но и цвет глаз водителя. Герою нашего повествования это давалось легко.
Работать Вячеславу Дмитриевичу приходилось с раннего утра и до поздней ночи. Территорию всего нашего района обслуживали всего четыре сотрудника ГАИ. Разумеется, времени на всё хронически не хватало и поэтому, все домашние дела ложились на плечи его супруги Татьяны Андреевны с которой, надо сказать, наш герой жил, как в песне поётся – душа в душу.
- Моя вторая половина – терпеливейшая из женщин. У нас с ней никогда сложных отношений не возникало. Она всегда была моим любимым человеком, единомышленником, верным другом и помощником. Поэтому мы вместе с ней и прожили 46 лет.
Представьте, как сложно жилось молодой семье. Глава семейства всё время на работе, да ещё и учился на заочном отделении в Зюкайском техникуме. Жена тоже работала в Сельхозтехнике бухгалтером. А на плечах ещё и домашнее хозяйство и малышам уделять внимание следовало. А на воспитание двоих детей требовалось немало сил и уйма времени.
- Да, наверное, многому Вы обязаны своей жене!?
- Разумеется! Скажу без пафоса, человеку, с которым в радости и в горе прожил почти полвека, я обязан всем!

Жизнь прожить не поле перейти

Всякое на своём веку повидал Вячеслав Дмитриевич. Разве сейчас сосчитаешь, сколько за свою службу в ГАИ он нарушителей остановил, пожурил, наказал, да на истинный путь наставил. Разве сосчитаешь, сколько раз приходилось выезжать ему на дорожно-транспортные происшествия. Сегодня трудно даже себе представить как тогда на место ДТП, автоинспекторы в лютый мороз, ездили на мотоцикле. А бывали случаи, когда в один и тот же населённый пункт – за сорок и более вёрст, приходилось отправляться по два раза на день. Домой порой возвращался за полночь, а иной раз и в три и в четыре утра. Но автоинспектор Чураков любил свою работу, а потому и не предпочёл её спокойной штатской.
- В жизни всегда есть место подвигу. А Вы Вячеслав Дмитриевич, совершали героические поступки?
- Да какие у меня поступки, сплошная рутина, работа, работа и ещё раз работа.
В 80-е годы прошлого столетья примерно на 70 сотрудников милиции, которые служили тогда в отделе внутренних дел района, ложилась огромная масса работы. За каждым офицером закреплялась территория по проверке паспортного режима. Два раза в год сотрудники милиции, автоинспекторы в том числе, обязаны были обходить жителей и проводить опросы. Кроме того, с добровольными народными дружинами патрулировали улицы и многое, многое другое, разве есть смысл сейчас перечислять всё, что входило в круг их обязанностей. Но при этом милиционеры на свою службу не роптали, порученную работу выполняли в срок – хоть кровь из носа. Ведь смысл любой работы, даже гражданской, в том и заключается – вовремя и качественно исполнить порученное тебе дело.
Вячеслав Дмитриевич работы не боялся, потому что с детства был приучен к ней. В деревне дети с 10 лет дрова колют, картошку окучивают, коров пасут. А наш герой в 12 лет не только дома на родительском огороде траву полол, он уже и в колхозе трудился, во время сенокоса к стогам копны возил. В их семье росло пятеро детей. Отец с войны вернулся без ноги, каждый ребёнок как мог, помогал родителям.
-Наш папа хоть и инвалид, но народный умелец – мастер на все руки. Умел и лапти плести и сапоги шить и валенки катать. К нему ходили односельчане, кому оконные рамы, кому двери на заказ изготавливал. Всё, какая ни какая, копейка для семьи.
Помимо пенсии и приработка их отец получал ещё 12 рублей за оторванную на войне ногу. Поэтому семья хоть и не жила богато, но по сравнению с другими, немного лучше.

Боевой дух

- А почему Вы в детстве всё время дрались? – в шутку, спрашиваю своего собеседника.
- Не всё время, но случалось. С соседским пареньком Петькой частенько баталии устраивали. Когда дело доходило до разбитых носов, к нам являлась Петина мама, и тогда я получал дополнительную взбучку.
- Ну а за разбитый Петров нос вас теперь совесть не мучает?
- То было детское время. Тогда подростки все возились, мутузили друг-друга.
- Уличные тренировки в детстве, наверное, потом пригодились вам в вашей профессии?
- Думаю, что пригодились.
- А вот с этого места, как говорят сотрудники уголовного розыска, давайте подробнее.
- Да, припоминаю один такой случай. В одно время в деревнях Кукетский и Соболята поджигатель объявился. К нам поступил сигнал о том, где скрывается предполагаемый злоумышленник. Мы приехали на место, и жители деревни указали сарай, в котором он прятался на чердаке. Я остался с тыльной стороны здания, а инспектор уголовного розыска Пётр Фёдоров пошёл в обход. В какой-то момент доски с чердака вывалились, и поджигатель прыгнул прямо на меня, но я, «натренированный Петькой», ловко вывернулся и оказался сверху нападавшего. К тому времени и мой товарищ подоспел.
- А ещё, что-нибудь поведайте?
- Помню случай, на дому брали вооружённого преступника. Когда тот услышал, что мы из милиции, выстрелил через двери. Благо нас с Пётром Фёдоровым не зацепило. Пришлось идти на хитрость. Чтобы усыпить бдительность вооружённого охотничьим ружьём мужчину инспектор уголовного розыска притаился в сенях, а я сел в машину и уехал на соседнюю улицу. Потом бегом вернулся назад. Злоумышленник высунулся в двери, чтобы проверить действительно ли мы убрались восвояси, в этот момент мы его и скрутили.
- Ну, расскажите ещё случай из жизни.
- Что рассказывать. Разве возможно словами передать романтику милицейских будней? Советую молодым людям идти на службу в полицию, на себе всё сами испытаете. Уверен, не пожалеете, потому что в правоохранительных органах работа для настоящих парней, которая вам обязательно понравится.

Борис МАГОНОВ, специалист-эксперт по связям со СМИ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

59