Меню
12+

Верещагинский городской округ Пермского края

14.12.2015 17:07 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Особенности взыскания микрофинансовыми организациями просроченной задолженности по займам

За последние 10 лет микрофинансирование, осуществляемое некредитными финансовыми институтами, стало одним их наиболее динамично развивающимся в секторе финансового рынка России

Микрофинансовая организация (далее — МФО) представляет собой юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Правовой основой предоставления микрозайма является кредитный договор, заключаемый между МФО и заемщиком в соответствии с положениями гражданского законодательства.
До заключения договора займа необходимо убедиться в том, что МФО внесена в реестр, который ведет Банк России в Порядке, утвержденном Указанием Банка России от 11.03.2015№ 3588-У (реестр размещен на официальном сайте Банка России в сети Интернет). По требованию заемщика МФО обязана предоставить копию документа, подтверждающего внесение сведений о МФО в реестр. Организация обязана утвердить и разместить для всеобщего доступа порядок и условия предоставления микрозаймов, которые должны содержать в т.ч. следующие сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 8 Закона о микрофинансовых организациях:
— порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;
— порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;
— иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.
При осуществлении действий по взысканию просроченной задолженности представители микрофинансовых организации руководствуются в своей деятельности положениями ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Согласно требованиям законодателя лица, взыскивающие задолженность по займам вправе взаимодействовать с заемщиком или лицами, предоставившими обеспечение по договору, используя:
— личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
— почтовые отправления по месту жительства, телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.
В соответствии с ч. 5 статьи 15 Закона о потребительском кредите при личных встречах или телефонных переговорах сотрудники кредитора, коллекторских агентств обязаны представиться и сообщить следующую информацию:
— фамилию, имя, отчество и должность работника, который осуществляет взаимодействие с заемщиком;
— наименование, место нахождения кредитора или коллектора;
— адрес места нахождения для направления корреспонденции кредитору или коллектору.
При этом работники кредитора в своей деятельности должны руководствоваться внутренними нормативными документами, согласно которым все действия сотрудников должны соответствовать требованиям законодательства РФ.
Кредитор, на начальном этапе пытаясь взыскать задолженность собственными силами, может вызывать заемщика на контакт (встречи, переговоры по телефону, СМС-уведомления), при этом заемщику разъясняются последствия неуплаты. Кроме того, кредитор может предложить заемщику изменить график платежей, приостановить начисление пени, реструктуризировать кредит, направить претензию с требованием досрочного возврата и т.д. Если переговоры не принесли должного результата, кредитор вправе обратиться в суд.
В ч. 2 статьи 15 Закона о потребительском кредите закреплено, что любые другие способы взаимодействия с заемщиком (кроме способов, указанных в ч. 1 статьи) могут использоваться только при наличии в письменной форме согласия заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору.
Часть 3 данной нормы устанавливает запрет кредиторам и коллекторам:
— требовать лично или по телефону возврата долга, срок исполнения которого не наступил;
— организовывать личные встречи по месту жительства заемщика, вести телефонные переговоры, отправлять СМС-сообщения:
— в рабочие дни в период с 22 до 8 часов по местному времени;
— в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени.
Кроме того, кредиторы и коллекторы не вправе совершать действия с намерением причинить вред заемщику или лицу, предоставившему обеспечение по договору потребительского кредита (займа), а также злоупотреблять правом в иных формах.
Надзор за соблюдением МФО требований законодательства осуществляет Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — в его структуре создана Служба по защите прав потребителей финансовых услуг.


Материал подготовила Светлана САДОМОВА, юрисконсульт Межмуниципального отдела
МВД России «Верещагинский».

Разместил Борис МАГОНОВ, специалист-эксперт направления по связям со СМИ Межмуниципального отдела МВД России «Верещагинский».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24